Горналь: «терра инкогнито» под Курском ( Анна Сотникова. ИА KURSKCiTY. 15 октября 2008 года )
Деревня Горналь Суджанского района (Курская область) – удивительное место. Построенная на холмах и скрытая от ненужных глаз дальней дорогой, она вся пропитана негой спокойствия. Ее жители – работящие люди, которые предпочли атмосферу неторопливости и уединенности городскому шуму и суете. Вокруг их домов простираются впечатляющие виды, к примеру, на меловую гору Фагор, на небольшую речку Псел, которая едва ли не является естественной границей между Россией и Украиной.
Даже ЮНЕСКО не преминуло отметить в своих данных Горналь, внеся деревушку в перечень самых красивых мест в мире. Но, если прочитав статью, вы отправитесь туда в ожидании восьмого чуда света, то сильно ошибетесь. Красота бывает разной, и вовсе не обязательно она должна быть покрыта пальмами, лианами и осколками древних цивилизаций. Горнальские красоты свойственны многим местам в Курской области. Пожалуй, только не со всех холмов открывается такой чистый и первозданный вид.
Но особым украшением маленькой деревни можно считать действующий на ее территории Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Несмотря на то, что в общей сложности, он существует уже более трехсот лет, для курян по-прежнему является «терра инкогнито»: среди его паломников больше белгородцев, воронежцев и жителей Украины из соседнего Мирополья, чем верующих из Курской области. Хотя на территории монастыря случалось немало чудес, а о его чудотворной иконе Божией Матери «Пряжевской» слух простирается далеко за пределами региона. Монастырь появился в неспокойное время, когда «врагов» было больше, чем «друзей». В 1671 году на место будущей слободы Горналь прибыли монахи из Дивногорского монастыря Воронежской области, спасающиеся от набегов татар. По преданию, они ступили на землю горы Фавор в день праздника Преображение Господне. Именно поэтому главный собор монастыря был назван Преображенским. Первым настоятелем Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря стал иеромонах Фодосий. Первое время монастырь был непризнанным, и лишь в 1672 году, по указу государя, он получил статус официального. Монахи же жили спокойно: вели хозяйство, молились Господу, помогали жителям ближайших селений. Напомним, что в ту пору церковь обеспечивала себя самостоятельно. Основным доходом горнальских монахов было жжение извести – ее-то они и продавали. На полученные деньги и были возведены первые постройки – в то время еще деревянные. Ими стали два храма: Преображенский и Николаевский, названный так в честь Святого Николая.
В 1788 году во время второй волны секуляризации, которая вначале коснулась ведущих российских монастырей, а потом малороссийских и украинских, обитель закрыли, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Казалось бы, это должно было послужить «заключительной нотой» в опере святой земли Курской области. Но вопреки всему, именно в те годы в бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления. Одними из них стали возгорания свечей. После богослужений, которые вопреки всем запретам, продолжали проводиться в монастыре, все свечи аккуратно гасились. Но на утро те, кто первыми приходили в храмы находили их горящими. Поначалу все списывалось на недосмотр и халатность. Тем не менее, свечи продолжали возгораться. Это происходило до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Божией Матери.
Эта история началась с того, что живописцу Ивану Белому, страдающему от некой болезни, с которой местные врачеватели ничего не могли поделать, приснился сон. Перед ним явилась Божия Мать. Она сказала Ивану, чтобы он нашел древнюю икону, написанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви. Божия Мать дала живописцу наставление обновить икону, не касаясь ликов и рук. Наутро Иван Белый пришел к местному священнику и рассказал о своем сне. Священник хоть, возможно, и не поверил словам живописца, отправился вместе с ним в монастырскую церковь. На указанном во сне месте они нашли свернутую в рулон икону. О происхождении и существовании этого образа ранее никто не знал. Когда был отслужен молебен, Иван Белый получил исцеление от болезни. Весть об этом чудесном событии облетела окружные церкви. Все больше людей приходило в монастырь помолиться возле иконы. А чудеса продолжали твориться. Во время эпидемий холеры, охвативших местные села, монахи совершали крестные ходы с Пряжевской иконой Божией Матери. И эпидемии прекращались. Однажды суджанскому купцу Косьме Купрееву также во сне явилась Божия Мать, наказавшая ему для избавления от болезни, отслужить в закрытом Белогорском монастыре молебен перед иконой. Косьма, который долгое время не мог найти исцеления, пообещал, что если сон окажется вещим, он изготовит ризу для иконы и будет хлопотать об открытии обители. Молебен действительно излечил купца. Вместе со своими сыновьями Федором и Владимиром, Косьма приложил все усилия для исполнения своего обещания, и 24 августа 1863 года высочайшим повелением было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов, а для иконы была изготовлена серебряная риза. По восстановлении обители, когда часть деревянных строений, которые были ранее сожжены, вновь возвели в камне, известность и почитаемость чудотворной иконы все возрастали. Именно тогда служители монастыря стали ее выносить с крестными ходами. В посвящение спасению царя Александра II при покушении в Париже 1867 года, в Вознесение до второго дня праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону относили в город Мирополье (Украина). Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и села уезда. В Судже существовала монастырская Александрово-Невская часовня, где святыня пребывала, находясь не в ходу. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе, в его честь устроенного возле правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь. После закрытия большевиками монастыря икона Божией Матери уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в Свято-Троицкий храм города Суджи, где она пребывала до 1946 года. Затем данные об иконе таинственным образом теряются. Ее современная история начинается в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком храме, которую решил провести ее новый настоятель, на иконе, числящейся в описи – «Смоленская» было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это же время к настоятелю подходила бабушка, жительница Суджи, которая говорила о том, что в храме есть чудотворная, «потерянная» икона. Когда с иконы сняли оклад, по всему храму разнеслось легкое благоухание, а архивные данные подтвердили, что образ, находящийся под ризой, является иконой Божией Матери «Пряжевская». После второго обретения иконы, с 17 октября 1996 года возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году по молитвам верующих, Николаевский Белогорский монастырь возвращен Православной церкви. С 2002 года возрожден крестный ход в украинское Мирополье. Сейчас Горнальский Свято-Николаевский Белогорский монастырь немноголюден: в его стенах постоянно живут пять монахов-священников, два монаха, два инока. Регулярно к ним присоединяются трудники – люди, решившие бесплатно поработать на благо монастыря и, возможно, со временем удалиться от дел мирских. А работы много – вся территория находится в состоянии реконструкции. В данный момент настоятель Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря игумен Питирим говорит о том, что необходимо строить звонницу – в монастырь привезли новые колокола. Но вот повесить их некуда. Кроме того, задумываются монахи и о реконструкции монастырских зданий. Зато закончился ремонт в Николаевской церкви. В течение трех лет московские иконописцы расписывали потолок и стены здания святыми ликами. А чудеса, происходящие благодаря иконе Божией Матери «Пряжевская», продолжают случаться. По праву считается, что чудотворный образ благодатен в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов. Игумен Питирим вспоминает о том, как ему приходили письма из Ярославля и Нижнего Новгорода о том, как женщины излечивались от бесплодия, благодаря молитвам иконе Божией Матери «Пряжевская». Еще одно чудо и загадка деревни Горналь – 13 сосен, растущих на горе Фавор.
12 из них расположены рядом, а одна как бы в стороне. Местные жители уверены – это своеобразный символ Иисуса Христа и его 12 апостолов. И добавляют: сколько бы не пытались подсадить к ним новые саженцы, тем самым изменив число сосен, ничего не получалось: деревья либо вообще не принимались, либо погибали по разным причинам. Однако сам игумен Питирим скептически относится к подобной версии, и утверждает: это всего лишь красивая легенда, ведь некоторые долгожители рассказывают, что на самом деле сосен раньше было гораздо больше... Но видно, это одна из многих загадок сказочного села Горналь...
Главная
Назад к списку